Война в Афганистане продолжалась с 1979 - 1989 гг. Она длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней. Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов ОКСВ.
В декабре 1979 г. советское руководство приняло решение о вводе войск в Афганистан. Ввод и размещение контингента советских войск в ДРА проводились с 25 декабря 1979 г. до середины января 1980 г. В его состав входили: управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, дивизий - 4, отдельных бригад - 5, отдельных полков - 4, полков боевой авиации - 4, вертолетных полков - 3, трубопроводная бригада - 1, бригада материального обеспечения - 1 и некоторые другие части и учреждения.
Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.
1-й этап: декабрь 1979 г. - февраль 1980 г. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.
2-й этап: март 1980 г. - апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.
3-й этап: май 1985 г. - декабрь 1986 г. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Применение мотострелковых, воздушно-десантных и танковых подразделений, главным образом в качестве резерва и для повышения морально-боевой устойчивости афганских войск. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Продолжалось оказание помощи в развитии вооруженных сил ДРА. Состоялся вывод 6 советских полков на Родину.
4-й этап: январь 1987 г. - февраль 1989 г. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.
Всего за период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. в войсках, находившихся на территории ДРА, прошли военную службу 620 тыс. военнослужащих, из них в соединениях и частях Советской Армии - 525,2 тыс. чел. (в том числе 62,9 тыс. офицеров), в пограничных и других подразделениях КГБ СССР - 90 тыс. чел., в отдельных формированиях внутренних войск и милиции МВД СССР - 5 тыс. чел. Кроме того, на должностях гражданского персонала в советских войсках за этот период находилась 21 тыс. чел. Ежегодная среднестатистическая численность войск Советской Армии составляла 80-104 тыс. военнослужащих и 5-7 тыс. чел. гражданского персонала.
Общие людские потери (убиты, умерли от ран и болезни, погибли в результате катастроф, происшествий и несчастных случаев) Советских Вооруженных Сил (вместе с пограничными и внутренними войсками) составили 15 051 чел. При этом органы управления, соединения и части Советской Армии потеряли 14 427 чел, подразделения КГБ - 576 чел., формирования МВД - 28 чел., другие министерства и ведомства (Госкино, Гостелерадио, Министерство строительства и др.) - 20 чел.
За весь период войны в Афганистане пропали без вести и оказались в плену 417 военнослужащих, из которых в ходе войны и в послевоенное время были освобождены и вернулись на Родину 130 чел. По состоянию на 1 января 1999 г. в числе не вернувшихся из плена и неразысканных оставалось 287 чел.
Последствия афганского конфликта для СССР и России:
( к 10-летию вывода советских войск из Афганистана
Александр Антонович ЛЯХОВСКИЙ, генерал-майор, Министерство обороны РФ;
Александр Юрьевич УМНОВ, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН)
Как отметил А. Ляховский, в целом советские войска не испытывали особых трудностей в ведении военных действий на территории Афганистана - главная, по его мнению, проблема состояла в том, что военные победы не подкреплялись политическими и экономическими действиями правящего режима. Оценивая последствия афганской войны, А. Ляховский отметил, что выгоды от вмешательства оказались ничтожно малы в сравнении с ущербом, нанесенным национальным интересам СССР и России. Интервенция советских войск в Афганистане вызвала резкое осуждение большей части международного сообщества (включая США, Китай, страны-члены Организации Исламская конференция, в том числе Пакистан и Иран, и даже некоторые соцстраны), ослабила влияние СССР на Движение Неприсоединения, ознаменовала конец "эпохи разрядки" 1970-х гг., привела к усилению экономического и технологического давления на СССР со стороны Запада и даже в какой-то степени усугубила кризисные явления в самом СССР. Однако главный вывод, который, по мнению А. Ляховского, должен быть сделан из афганской войны, состоит в том, что политические в основе своей проблемы невозможно решить военными методами.
По мнению А. Умнова, вопреки господствующей в последние годы оценке ввода советских войск в Афганистан как чьей-то крупной ошибки или недосмотра, он, скорее, явился закономерным следствием тогдашней внешней политики СССР. В конце 1970-х гг. именно регион Ближнего и Среднего Востока представлял собой наиболее удобное поле для того, чтобы реально "померяться силами" с США. Однако Кэмп-Дэвидские соглашения 1978 г. подорвали надежды советского руководства на "прорыв круговой обороны" противостоящего блока на этом направлении. Антишахская революция в Иране 1979 г. несколько "скрасила картину", однако этого было недостаточно. В этих условиях "народно-демократическая" революция в Афганистане пришлась для СССР как нельзя кстати.
А. Умнов подчеркнул, что правившая в Афганистане до 1978 г. монархия, стремление которой к "объединению всех пуштунов" не позволяло ей рассчитывать на помощь Запада во главе с США, сделавших ставку на Пакистан, имеющий значительное пуштунское население, пользовалась в основном поддержкой СССР. Военный переворот 1978 г. был вызван преимущественно внутриафганскими, а точнее, внутрипуштунскими противоречиями между кланами Дуррани, к которому принадлежала монархия, и Гельзаи, доминировавшему в армии. Пришедший к власти в результате переворота режим во главе с пуштуном-гельзаи Хафизуллой Амином отличался крайней жестокостью, что позволило наблюдателям сравнивать его с Пол Потом, с той лишь разницей, что моделью для последнего служил Китай, тогда как Амин заявлял о своей "просоветской" ориентации, компрометируя тем самым СССР. Советскому руководству пришлось пойти на ввод войск на территорию Афганистана с целью свержения "авантюристического" режима Х. Амина и замены его на более умеренное руководство во главе с Б. Кармалем. Однако, операция, планировавшаяся как временная, затянулась: советские войска на долгие годы стали главной опорой правительства Б. Кармаля.
В условиях продолжающейся спустя десять лет после выводы советских войск гражданской войны на территории Афганистана, единственной силой, способной восстановить государственный механизм в этой стране А. Умнов считает движение "Талибан", имеющее в своем составе, по максимальным оценкам, до 50 тыс. бойцов и контролирующее на данный момент около 90% территории страны. Попытки представить "Талибан" как чуждое Афганистану движение, спонсируемое извне, по мнению А. Умнова, неправомерны. Первоначально Пакистан, для которого остро стоит собственный пуштунский вопрос, действительно поддерживал талибов с целью содействовать восстановлению пуштунами своей ведущей роли в Афганистане. Однако, в случае установления движением "Талибан" полного контроля над Афганистаном, талибы могут отказаться признать нынешнюю афгано-пакистанскую границу. Поэтому в нынешних условиях Пакистан отказался от поддержки талибов, стремясь обеспечить правление в Афганистане "рыхлой коалиции" в составе всех основных военно-политических сил.
Как отметил А. Умнов, политика России по отношению к гражданской войне в Афганистане характеризуется двойственностью. С одной стороны, Россия, традиционно придерживающаяся пропуштунской ориентации, объективно заинтересована в установлении контактов с движением "Талибан". С другой стороны, в условиях острого военно-политического противостояния в Таджикистане, Россия не может отказаться и от поддержки этнических таджиков в Афганистане во главе с Ахман-шахом Масудом. В целом, по мнению А. Умнова, талибы не представляют угрозы странам СНГ, ибо они, как никто другой, заинтересованы в сохранении и укреплении северных границ Афганистана, разрушение которых способствовало бы объединению этнических таджиков и этнических узбеков по обе стороны границы.